Образовательные программы, реализуемые в МДОУ «Детский сад № 25»
№ |
Наименование программы |
Уровень образования |
Вид образовательной программы |
Нормативный срок освоения программы |
Численность детей |
1 |
Электронный документ: Основная образовательная программа ДОУ |
Дошкольное образование |
Основная образовательная программа |
3-5 лет |
310 |
2 |
Электронный документ: Адаптированная образовательная программа |
Дошкольное образование |
Адаптированная образовательная программа |
в соответствии с заключением ПМПК |
52 |
Образовательная программа МДОУ "Детский сад № 25" разработана на основе Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее ФОП ДО), Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) и с учетом нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования к условиям организации дошкольного образования, а также в соответствии с федеральными, региональными, муниципальными и институциональными нормативными документами и локальными нормативными актами.
Программа разработана и реализуется на русском языке – государственном языке Российской Федерации. Воспитание и обучение в дошкольном образовательном учреждении (далее – ДОУ) носит светский, общедоступный характер и ведется на русском языке. Но в целях обеспечения доступности и прав российских граждан на получение дошкольного образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании в соответствии с частью 4 статьи 14 Закона «Об образовании в РФ» возможна реализация Программы на родном языке.
Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения – локальный нормативный акт, определяющий содержание дошкольного образования в дошкольном образовательном учреждении. Программа направлена на выполнение Указов Президента Российской Федерации:
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»,
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», от 07.05.2018 № 204 от 21.07.2020 № 474
«О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», от 02.07.2021 № 400
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», от 09.11.2022 № 809.
Образовательная программа основана на принципах дошкольного образования (п.1.4. ФГОС ДО) и дополнена следующим принципом:
- признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
Целью Программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций (п.41.1. ФОП ДО).
Задачи образовательной программы ДОУ разработаны на основе ФГОС ДО (п.1.6. ФГОС ДО), уточнены и расширены в ФОП ДО.
Новые задачи (п.14.2. ФОП ДО)
- обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
- приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
- построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития.
Образовательная программа определяет содержательные линии образовательной деятельности, реализуемые ДОО по основным направлениям развития детей дошкольного возраста (социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития) (п. 17.1. ФОП ДО).
Образовательные области Программы
В каждой образовательной области сформулированы задачи и содержание образовательной деятельности, предусмотренное для освоения в каждой возрастной группе детей в возрасте от двух месяцев до семи - восьми лет. Представлены задачи воспитания, направленные на приобщение детей к ценностям российского народа, формирование у них ценностного отношения к окружающему миру (п.17.2. ФОП ДО). При реализации задач и содержания образовательной программы обеспечивается интеграция обучения и воспитания в едином образовательном процессе.
Более конкретное и дифференцированное по возрастам описание воспитательных задач приводится в Программе воспитания.
Основные участники реализации образовательной программы дошкольного образовательного учреждения - воспитанники, педагоги, родители (законные представители).
Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.
Нормативный срок освоения Программы: 5 лет.
Особенности образовательной программы
Обеспечивает:
- создание в ДОУ единого образовательного пространства воспитания и обучения детей от 1 года до 7 лет, обеспечивающего ребенку и родителям (законным представителям), равные, качественные условия дошкольного образования, вне зависимости от места проживания
Направлена:
- на создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения, как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины
Определяет:
- единые для Российской Федерации базовые объем и содержание дошкольного образования и планируемые результаты освоения образовательной программы (инвариантная часть Программы), а также объем и содержание дошкольного образования с учетом приоритетных направлений работы ДОУ, регионального компонента, спецификой контингента воспитанников (вариативная часть Программы).
Программа определяет обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений (в тексте выделена курсивом) для детей от 1,5 до 7 лет (или до прекращения образовательных отношений). Объем обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема. Объем части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, составляет не более 40% от ее общего объема.
Основная часть образовательной программы разработана на основе Федеральной образовательной программы дошкольного образования и ФГОС дошкольного образования. В основе части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, лежит ряд дополнительных парциальных программ, определяющих содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направленных на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, создание предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ:
- Парциальная программа «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет», автор Л. Л. Тимофеева
- Парциальная программа «Юный эколог», С.Н. Николаева
- Парциальная образовательная программа математического развития дошкольников «Игралочка» под ред. Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой
- Парциальная образовательная программа для детей от 5 лет «НАУСТИМ — цифровая интерактивная среда», авторы: О. А. Поваляев, Г.В. Глушкова, Н.А. Иванова, Е.В. Сарфанова, С.И. Мусиенко
- Парциальная программа «Люблю тебя, мой Ярославль!», под ред. В.А. Шматухи, учитывающая региональный компонент образования по ознакомлению с историей родного города, его достопримечательностями, природой родного края, знаменитыми земляками.
- Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 6-7 лет. «Маленький художник», Е.В. Брюханова (представляет авторский вариант проектирования образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (изобразительная деятельность) в изостудии;
- Т.Б. Филичева, Т.В. Чиркина. «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» (представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, подготовку к овладению элементарными навыками письма и чтения в рамках реализации образовательной области «речевое развитие»);
- И. А. Дворецкая, Е. В. Горинова, Н. Е. Рычка «Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста» (парциальная программа для детей 5-7 лет представляет авторский вариант проектирования образовательной области «социально-коммуникативное развитие»; учебно-методический комплект обеспечивает реализацию парциальной программы, рассчитан на двухгодичный курс для дошкольников 5—6 и 6—7 лет (по 30 развивающих занятий в год)).
- Парциальная программа "От рождения до школы" под ред.Н.Е.Вераксы
- Парциальная программа «Программа обучения детей плаванию в детском саду», Е.К. Воронова.
Программа учитывает индивидуальные потребности воспитанников ДОУ, связанные с их жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения ими образования (особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, а также возможности освоения Программы на разных этапах ее реализации.
Основная идея Программы заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности, развития творческих способностей. Данный подход позволяет сохранить целостность и уникальность отечественного дошкольного образования.
Образовательная деятельность с детьми осуществляется в соответствии с Образовательной программой дошкольного образования МДОУ "Детский сад № 25" – стратегией психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности воспитанников МДОУ «Детский сад № 25».
Приоритетные направления работы ДОУ
1. Коррекционно-развивающая, оздоровительная работа в условиях реализации ФГОС ДО, ФОП ДО. Инклюзивное образование.
2. Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды для реализации познавательно-исследовательской, экспериментальной, конструктивно-модельной, проектной деятельности.
3. Патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое воспитание на основе ознакомления воспитанников с культурным наследием, историей, традициями Ярославля и Ярославской области в условиях реализации ФГОС ДО, ФОП ДО.
6. Повышение деловой, профессиональной компетенции педагогических работников в контексте реализации ФГОС ДО, ФОП ДО и профессиональных стандартов.
Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в ДОУ.
Дополнительный раздел Программы Краткая презентация основной образовательной программы МДОУ "Детский сад №25"
Образование в ДОУ осуществляется на русском языке.
Количество групп и их специфика на 2023-2024 учебный год
№ группы |
Возраст детей |
1 |
с 2 до 3 лет (группа раннего возраста) |
2 |
с 1,5 до 2 лет (группа раннего возраста) |
3 |
с 2 до 3лет (группа раннего возраста) |
4 |
с 5 до 6 лет (старшая группа комбинированной направленности (ТНР)) |
5 |
с 6 до 7 лет (подготовительная группа общеразвивающей направленности) |
6 |
с 6 до 7 лет (подготовительная группа комбинированной направленности (ТНР)) |
7 |
с 4 до 5 лет (средняя группа общеразвивающей направленности) |
8 |
с 5 до 6 лет (старшая группа общеразвивающей направленности) |
9 |
с 3 до 4 лет (младшая группа общеразвивающей направленности) |
10 |
с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа общеразвивающей направленности) |
11 |
с 3 до 4 лет (младшая группа общеразвивающей направленности) |
12 |
с 5 до 6 лет (старшая группа комбинированной направленности (ТНР)) |
13 |
с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа общеразвивающей направленности) |
14 |
с 4 до 5 лет (средняя группа общеразвивающей направленности) |
15 |
с 6 до 7 лет (подготовительная к школегруппа компенсирующей направленности (ТНР) |
16 |
с 5 до 7 лет (старше-подготовительная к школе группа компенсирующей направленности (ТНР) |
План организации организованной образовательной деятельности на неделю в 2023-2024 учебном году
Учебный план реализации основной образовательной программы на 2023-2024 учебный год
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в ДОУ
Организация распорядка и режима дня воспитанников ДОУ в 2023-2024 учебном году
Правила внутреннего распорядка воспитанников ДОУ (действующая редакция 2021г.)